Формирование познавательной деятельности на уроках географии
Формирование познавательной деятельности на уроках географии
Одной из важных проблем, стоящих перед современным учителем является формирование интереса к изучаемому предмету, поиск приёмов и методов, активизирующих познавательную деятельность, делающих учение более увлеченным, а трудный материал более понятным и доступным для учащихся.
Формирование познавательной активности учащихся в обучении может происходить по двум основным направлениям, с одной стороны, само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.
Активация познавательной деятельности через содержание учебных предметов
Первое, что является предметом познавательной активности для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Каковы же пути осуществления этой задачи?
Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент.
Например, один из уроков географии в 6 классе по теме «Атмосфера» можно начать используя прием «Парадокс» с рассказа:
«Удивительный дождь прошёл у нас в стране на территории Горьковской области в 1940 году. В жаркий летний день над деревней Мещеры Павловского района разразилась сильная гроза. Вместе с дождём с неба начали падать серебряные монеты чеканки времён Ивана Грозного. В тот день жители деревни собрали около тысячи монет».
Естественно, учащиеся заинтересуются решением данного парадокса и более внимательно будут слушать объяснение нового материала.
Прием «Удивляй!».
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
Природоведение 5 класс, тема «Гидросфера».
- Однажды, говорю я, - в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто не знаем ее удивительных свойств.
С помощью приема «Отсроченная отгадка» можно не просто привлечь внимание «здесь и сейчас», но и удерживать интерес в течение длительного отрезка времени.
Отдельные темы, например, изучение часовых поясов не обходится без применения приема «Геозадачи». Эти задачи ребята решают с большим желанием, с интересом осваивая новый материал, отмечая практическую направленность полученных знаний. Заданий данного типа очень много в методической литературе, вот некоторые из них:
1. Корабль покинул порт Петропавловска-Камчатского 12 сентября в 8.00 и прибыл в Лос-Анджелес в полдень 24 сентября. Сколько времени он был в пути?
2. Ваш корабль покидает Сан-Франциско 11 октября в 20 часов, прибудет во Владивосток ровно через 16 суток. Составьте текст телеграммы своим родителям. Какого числа и в какое вы прибудете?
В преподавании географии важное место занимает работа со статистическими данными. Количественные сведения ярко иллюстрируют географические объекты, процессы и явления, придают им определённость, дают представление о величине. Усвоение многих теоретических положений невозможно без привлечения статистических данных.
Формы представления статистических материалов: статистические таблицы, статистические карты, графики, диаграммы, картодиаграммы, половозрастные пирамиды.
Наиболее наглядной формой отображения статистических данных является графическая, выраженная графиками и диаграммами.
Большое значение в формировании познавательной активности учащихся придаю изучению краеведения, как своеобразного метода познания от частного к общему, от простого к сложному, выявления особенного в общем. Интерес к тому, что ближе, доступнее, - основа интереса к исследованию большого мира, что помогает составить общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества и природы.
С первых уроков географии в 6 классе мы начинаем ежедневные наблюдения учащихся за состоянием погоды и один раз в месяц наблюдения за полуденной высотой Солнца, такие систематические наблюдения приводят к тому, что очень отвлеченные понятия, связанные с погодой приобретают конкретность и дальнейшее изучение их в классе становится интереснее. Неотъемлемой частью изучения климата и климатообразующих факторов является осенние и весенние экскурсии.
Формирование картографической компетенции начинается с формирования умения ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, с усваивания условных топографических знаков реального окружения.
Знакомство с темой «Гидросфера» традиционно начинается с ознакомления с водами Еравнинского района, Республики Бурятия: какие источники воды есть в нашей местности, где они расположены? каковы причины их образования? Куда текут реки и куда впадают и т.д.
В более старших классах, кроме наблюдений в природе, краеведческие работы включают и изучение населения, хозяйства, населенных пунктов и т. д. как подготовку для использования результатов в 9 классе.
Изучение экологических проблем России тесно связываем с местными экологическими проблемами: загрязнение и обмеление Еравнинских озер, затрагиваем вопросы освоения Озерного ГОК и т.д.
Методы и приемы организации познавательной деятельности учащихся
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.
Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования.
Игровые технологии
Самым распространённым, любимым и одним из самых действенных способов развить интерес к изучаемому являются использование игровых технологий в образовательном процессе.
Широко использую на уроках игровые технологии, так как игры способствуют решению многих задач одновременно:
- способствуют развитию навыков коллективной работы;
- способствуют становлению творческой личности;
- формируют умение видеть проблемы, принимать решения;
- развивают познавательный интерес к предмету;
- оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся;
- формируют черты характера;
- создают на уроке атмосферу увлечённости и радости, ощущение посильности заданий
В своей работе я использую разные типы игр:
Настольные игры
|
Ролевые игры по географии
|
Игры – состязания
|
Деловые игры
|
«Топографическое лото», «В поисках приключений», «Путешествия по природным зонам», кроссворды, ребусы
|
Пресс-конференция «Байкал – жемчужина Сибири», игра «Министерства»
|
(«Географический КВН, «Счастливый случай», «Самый умный»
|
«Трудовые ресурсы», «Юный менеджер», «Транспорт»
|
Ребятам очень нравятся игра «Крокодил», «Да - Нет», при изучении карта часто использую прием «Угадай силуэт», из разновидностей кроссвордов выделяю «Филворды» и «Чайнворды».
В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой, географической картой. А главное - в процессе игры школьники получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом.
Но, как и любой метод или прием игровые технологии нужно использовать «с умом» и в меру, как говорится: «Играть нужно, но не "заигрываться"».
Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ
Основные направления использования ИКТ:
1. Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. В своей работе использую:
- имеющийся банк компьютерных разработок уроков, презентаций;
- фрагменты научно-популярных фильмов, фото, картинки;
- диаграммы, картосхемы;
- интерактивные карты
2. Применение ИКТ для организации самостоятельной работы, проектной и исследовательской деятельности учащихся по географии вне школьных занятий. Учащиеся собирают статистический материал в сети Интернет, ежедневной прессе, в дальнейшем обрабатывают информацию и излагают виде схем, таблиц, диаграмм, пирамид, таким образом, дополняя и углубляя информацию учебника. После написания работы или проекта ребята создают презентацию.
3. ИКТ, как средство организации деятельности на уроке, повышающий познавательный интерес (развивающие игры, познавательные материалы). Всем известно, что различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда большую эффективность в образовательном процессе.
4. Это использование образовательных электронных изданий и ресурсов. ОЭИР - фактор повышения качества образования в современных условиях.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимает интерактивные карты.
Их использование на уроке отличается от их бумажного варианта – эту карту можно увеличить, двигать, удалить ненужные географические объекты, сделать необходимые записи. Благодаря «многослойности», можно карту лишить некоторых «слоев», например, удалить градусную сетку или названия объектов, превратить её в контурную, а дальше круг заданий различен - это и подписать недостающие географические объекты, обвести места добычи полезных ископаемых, начертить путь, который совершили когда-то путешественники и т.д. Ребята с удовольствием включаются в такую деятельность, работа с интерактивными наглядными пособиями активизирует весь класс и мотивирует на получение новых знаний.
5. ИКТ дают возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся, например на уроках обобщения и систематизации знаний использую тесты онлайн в Online Test Pad.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Опять же использование компьютера на уроках должно быть в определенных временных рамках, не более 20 минут, таким образом мы заботимся о здоровьесберегающей составляющей обучения.
Технология опорных конспектов
Обучение приемам графического конспектирования имеет определенное практическое значение, так как находит применение в работе учеников с различными источниками знаний, как по географии, так и по другим предметам. Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изучаемого материала.
Для успешного усвоения школьниками учебного материала я практикую на уроке 9-10 классов составление структурно - логических схем. Составление схем позволяет избежать многословия и учит учащихся делать выводы из полученной информации, что является чрезвычайно важным навыком, необходимым каждому человеку в дальнейшем процессе самообразования. Наличие схемы в тетради облегчает учащимся подготовку к уроку, помогает восстановить и осмыслить изученный ранее материал.
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации.
Работа с картой
Карта – второй язык географии. Понимая карту, лучше запоминаешь ее и, следовательно, чувствуешь себя более комфортно в глобальном информационном пространстве.
Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.
Уровни
|
Репродуктивный
|
Частично-поисковый
|
Исследовательский
|
Характеристика
|
Предполагает проверку географической номенклатуры
|
Анализ карты, интеграция приобретенных географ. знаний с умениями работать по карте
|
Анализ, поиск
|
Пример задания
|
Прием «Что такое? Кто такой?»
Объяснить термин и показать на карте: Титикака, Анхель, Аконкагуа
|
Определите страну, регион по её краткому описанию.
|
Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы
|
Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем.
Создание проблемных ситуаций
Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С) выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?».
Еще один элементарный пример создания проблемной ситуации: «Какие климатообразующие факторы определяют климат России? Покажите схематически».
В старших классах ребята с интересом решают проблемные ситуации, отражающие диалектическое единство и борьбу противоположностей, что требует рассуждения по формуле: «и то и другое одновременно». Приведу примеры таких ситуаций: Охарактеризуйте демографическую ситуацию в мире. Какие тенденции вы сможете выявить?
В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Это много для нашей планеты или нет? Грозит ли нашей планете перенаселение?
Правильно ли сводить многообразие демографические проблемы к узкому вопросу роста населения в мире и мер по его сокращению? Что является основой для действенного решения проблем народонаселения?
Заключение
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Ведь лишь любознательный и интересующийся ребенок способен к саморазвитию. В детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Учителю необходимо подхватить детский порыв и пронести его через школьные годы.
Список литературы
- Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Флинта – Наука, 1986. 150 с.
- Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. С.27.
- Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. 2000. № 7.
- В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.
- Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1986. 218 с.
- Панчешникова Л.М. «Проблемные задания по географии», М. Просвещение, 2006 год.
- Понурова Г.А. «Проблемный подход в обучении географии в средней школе», М. Просвещение, 1991 год.
- Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991. 305 с.
- Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. Выпуск 8. 185 с.
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Академия, 1982. 35 с.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1982. 160 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Просвещение, 1989. 75 с.
|