Среда, 2024-05-15, 3:49 PM
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя географии

Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [5]
Разработки уроков [10]
ФГОС [11]
Нормативно-правовые документы [7]
Воспитательная работа [0]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Каталог файлов


Разработка открытого урока "Воздушная оболочка Земли-атмосфера"
2018-04-03, 3:36 PM

Разработка урока "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"

Разработка урока по географии 5 класс

Тема: "Воздушная оболочка Земли – атмосфера"

Цели урока:

 Образовательные:  организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», границ атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы в  жизни планеты и человечества.

 Развивающие:

  • создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

· способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

· способствовать развитию навыков самостоятельной работы с                      географическими текстами, учебником, схемами, делать  обобщения и выводы;

  • формировать навыки самооценки.

 Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию  коммуникативных умений;

· развивать интерес к изучаемому предмету.

 

Планируемые результаты:

 

Личностные: осознание ценности  географических знаний, как важнейшего компонента  научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

 

Универсальные учебные действия (УУД):

 

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из  источников ЭОР, перерабатывать  информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

 

Формы организации деятельности учащихся – групповая ( класс делится на 3 рабочих групп), индивидуальная.

 

Оборудование для учителя: презентация к уроку, компьютер, проектор.

                                               

 

 

Ход урока

 

  1. Организационный этап

 

Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы  успеха, доверия.

 

Вводное слово учителя

Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана. Какие это океаны? (Ученики называют океаны).  Про них есть стихотворение у Андрея Усачева.  

                            « На нашей планете океанов – 4»

                               Индийский – самый соленый в мире

                               Океан Атлантический славен сельдями

                               Ледовитый все время спит подо льдами

                               А Тихий, конечно вовсе не Тихий

                               А буйный, глубокий и самый великий.» Слайд 1.

 

Но есть еще и самый большой из всех океанов, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту сами того не подозревая «купаетесь в нем».  Не догадались?

Тогда слушайте дальше: Он не соленый и не пресный, и к тому же без берегов. Словно огромные серебристые рыбы проплывают по его просторам самолеты. Это воздушный океан Земли. Его ещё называют атмосферой.

Ребята, я уверена, что многие из вас слышали это понятие, и способны дать ему определение.

 

Ответы детей

 

 Совершенно верно, атмосфера - это воздушная оболочка земли.

 

                                                

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

 

Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.

 

А я сейчас, я попрошу, написать синквейн на тему: "Атмосфера".

 

Итак,  судя по вашим творческим работам - синквейнам, свойства и функции атмосферы, очень разнообразны. А в чем ее разнообразие?  Мы должны узнать на сегодняшнем уроке.

 

Цели сегодняшнего урока:

  • выяснить из каких газов состоит атмосферный воздух, каково их значение?
  • какие слои атмосферы выделяют, чем они характеризуются, выяснить важную закономерность, касающуюся температуры воздуха в разных слоях атмосферы?
  • также выяснить какова значение атмосферы. 

 

 

3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний

 

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы со свойствами воздуха, составом и строением атмосферы, значением воздуха для жизни на Земле.

Итак, наш класс разделен на три группы, группы ученых, занимающихся изучением атмосферой. У каждой группы есть своя определенная исследовательская  задача, изучить состав, строение и значение атмосферы. У каждой группы  будет работать по своему маршрутному листу изучения разных разделов темы. Постарайтесь быть внимательными, активными, и тогда наша планета откроет вам свои тайны.

1 группа - группа ученых, изучающих состав атмосферного воздуха.

 

Содержание маршрутного листа:

  1. Выясните, из каких газов он состоит, какого газа больше и постройте круговую диаграмму и запишите название газов и их процентное содержание.
  2. В каком слое наблюдается наибольшее содержание озона? Какое значение для живых организмов играет этот газ? Смоделируйте, механизм  защиты от вредных ультрафиолетовых лучей?

 

 

2 группа - группа ученых изучающих строение атмосферы земли. Вы должны будете облететь всю атмосферу разным способом. И объяснить почему?

 

Содержание маршрутного листа:

  1. Выясните, какие слои атмосферы существуют и правильно соотнесите слои, их толщину, названия и дайте характеристику.
  2. Определите основные различия тропосферы и верхних слоев атмосферы
  3. Ответьте на проблемный вопрос:   Почему большинство горных вершин всегда покрыты снегом, ведь они так близко к солнцу? Сделайте вывод.

 

Путешествовать люблю,

Смело в горы я пойду!

Все моря и океаны без оглядки проплыву.

Путешествовать смогу!

Все части света я найду,

где восток, а где здесь запад без ошибки я пойму.

Покрутив немного шеей,

Стали мы еще умнее.

Ноги мы смогли размять,

Все усвоим мы на "5"!

От разминки помощь есть? Есть

Что ж, пора на место сесть!

 

3 группа - группа, объем работы которой очень большой. Они должны будут изучив весь учебный материал текста или на основании собственных знаний, выяснить каково значение атмосферы.

 

Содержание маршрутного листа:

    1. Почему его называют "одеялом земли". Объясните, почему поверхность Меркурия днем нагревается до 320 градусов , а ночью остывает до 170 градусов,  а на нашей планете нет?
    2. Почему называют "броней планеты"? Поверхность луны вся покрыта кратерами, углублениями от различных небесных тел - метеоров, которые упали на Луну, почему на Земле их нет или совсем мало?

 

    1. Общий вывод. Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух называют  "оболочкой жизни"? Приведите не менее 3 доказательств.

 

Каждой группе дается 7 минут для  прохождения своего маршрутного листа. А затем вы должны будете презентовать результаты своей работы для других групп.

 

Итак, время прошло. Но, прежде, чем мы перейдем к обсуждению результатов вашей исследовательской работы, я предлагаю оценить себя и свою работу в группе по следующим критериям. Листы оценки лежат на ваших столах. Даю 1  минуту.

 Первая группа вам слово, а ребята из других групп можете задавать соответствующие вопросы. 

 

Лист самооценки работы в группе

 

Да

Нет

 

Не очень

1. Я был активен в группе

 

 

 

 

2. Я сразу понял, как нужно выполнить задание

 

 

 

 

3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы

 

 

 

4. Я не отвлекался от основной работы

 

 

 

 

5. Я очень хотел успешно выполнить задание

 

 

 

 

6. Я внимательно слушал, какие идеи предлагают другие участники группы

 

 

 

7.Я очень хотел, чтобы наша группа выполнила работу правильно, оригинально

 

 

 

 

4. Первичное закрепление знаний.

 

Цель: выяснить уровень первичного осознания нового учебного материала, осмысление причинно-следственных связей.

 

Ребята, сейчас мы с вами сделаем один небольшой тест, который нам поможет выяснить усвоили ли вы сегодняшнюю тему. выполнив задание, вы посчитаете количество баллов и поставите себе соответствующую отметку. В тесте 5 вопросов за каждый правильный ответ 1 балл. Соответственно, 5 баллов - "5", 4 балла - "4", 3 балла - "3".

 

  1. Атмосфера – это оболочка
  •  Газовая

б.  Водная

в. Соленая

  1. Самый нижний слой атмосферы:
  • Стратосфера
  • Тропосфера
  • Верхние слои атмосферы
  1. Кислорода в воздухе содержится:
  • 30%
  • 21%
  • 78%
  1. В тропосфере образуются:
  • Облака
  • Ультрафиолетовые лучи
  • Грунтовые воды

5. Озоновый слой защищает от:

а. перегревания земной поверхности;

б. ультрафиолетовых лучей

в. падения метеоритов на землю.

 

5. Рефлексия

 

Вспомните, какие задачи были поставлены.  Все пункты плана выполнены. Скажите, пожалуйста, знания, которые вы получили на уроке пригодятся вам в жизни, если да, то где?

 

Ответы детей.

Ребята, вам  дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие твою работу на уроке по трем направлениям.

 

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

 

6. Домашнее задание

 

1 уровень. Написать небольшое сообщение о способах изучения атмосферы

2 уровень. Написать стихотворение на тему "Атмосфера"

3 уровень. Стр. 67, опыт со стаканом воды и листом бумаги, сделать выводы. Стр 69, задание 6 составить кроссворд на тему "Атмосфера".

 

Категория: Разработки уроков | Добавил: tuyana9
Просмотров: 596 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar