Кейс-технология как эффективный метод формирования ключевых компетенций учащихся на уроках географии
Кейс-технология как эффективный метод формирования ключевых компетенций учащихся на уроках географии
Актуальность
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, происходят существенные изменения в педагогической теории и практике по организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса. В новых условиях повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны, обладающих хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способных критически мыслить и решать различные проблемные задачи, стремящихся и готовых к самообразованию в течение всей жизни. Поэтому очередным шагом в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира является ориентация на компетентностный подход к содержанию образования: успешность человека в будущей социальной и профессиональной жизни определяется уровнем развития его ключевых компетенций.
По данным статистики, опубликованным в СМИ, оказалось, что по уровню применения знаний и интеллектуальному развитию школьников Россия находится в четвёртом десятке стран мира.
Таким образом, мы видим налицо противоречие между уровнем знаний современного российского школьника и его готовностью и способностью применять эти знания к решению практических задач. Данное противоречие обусловило возникновение проблемы кардинального изменения роли учителя от простого транслятора знаний к координатору совместной с учащимися деятельности по добыванию и освоению нового знания.
Одним из путей решения этой проблемы является использование интерактивного подхода к обучению, в данном случае использование метода кейсов. Кейс (англ. case) в переводе с английского языка означает портфель, сумка, папка с документами. Сущность данного метода состоит в том, что кейс-метод – это обучение школьников с помощью конкретных ситуаций, основанных на фактах из реальной жизни. Учащимся предлагается осмыслить жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает практическую проблему, которая не имеет однозначных решений, и активизирует определённый комплекс знаний, необходимых усвоить при решении данной проблемы. Метод кейсов направлен не столько на усвоение конкретных знаний, сколько на развитие интеллектуального и коммуникативного потенциала школьников. Он позволяет применять компетентностно-ориентированный подход обучения. Технология обучения методом кейсов позволяет реализовать на уроках географии принципы проблемного обучения, проектной деятельности, развития критического мышления, обучения в сотрудничестве. Значит, при применении на уроках географии метода кейсов процесс обучения будет иметь большую эффективность.
Цель – изучение кейс метода как интерактивной технологии, способствующей повышению мотивацию к изучению географии, воспитанию деятельностного подхода к полученным знаниям, формированию ключевых компетенций школьников, повышению качества образования.
- КЕЙС: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСОБЕННОСТИ
-
- Исторический обзор использования метода кейсов в России
Родиной современного метода кейс-стади являются США. Метод кейс-стади берет свое начало в 20х годах прошлого века, был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями.
В России кейс-метод начал внедряться в 70-е годы в Московском Университете им. Ломоносова. Значительный вклад в разработку и внедрение метода внесли , , , и др. Кейс-стади можно назвать методом анализа конкретных ситуаций. История метода кейс-стади в России в определенной степени связана с поддержкой международных образовательных программ и фондов. Так, например, обучение большого числа специалистов методу кейс-стади было осуществлено в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России (среднее образование)». Проект был реализован при поддержке фонда Джорджа Сороса.
Использование кейс-метода теперь не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стади используется как исследовательская методика. Так, в 2003г в Томске была начата реализация исследовательской программы «Исследование феноменов и тенденций перехода к Открытому образовательному пространству», в рамках которой метод кейса был использован как исследовательский метод. Первый этап реализации программы завершился выходом сборника кейсов «Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади» под редакцией.
-
- Цель и задачи, особенности метода как образовательной технологии
Метод case-stady или метод конкретных ситуаций - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Цель метода case-stady – научить обучающихся анализировать проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; научить обучающихся работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую. Итогом будет являться – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Задачи:
1. Формирование и развитие информационной компетентности;
2. Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации;
3. Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности;
4. Развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию;
5. Развитие умений и навыков сотрудничества.
Метод кейсов некоторые как сумму проблемного и ситуационного обучения, однако это не совсем так. Рассматривая сущность кейс-метода, В. Я. Платов выделяет следующие его признаки, позволяющие отличить анализ ситуаций от других методов обучения:
- Наличие модели системы, состояние которой рассматривается в некоторый момент времени.
- Коллективная выработка решений.
- Многоальтернативность решений. Наблюдается принципиальное отсутствие единственного решения. Приходится иметь дело со спектром оптимальных вариантов.
- Единая цель при выработке решений.
- Наличие системы группового оценивания деятельности.
- Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.
Используются также бинарные методы, которые классифицируются по 2 формам: наглядной (наглядно-информационной, наглядно-проблемный, наглядно-практический, наглядно - эвристический, наглядно-исследовательский) и практический (практико-эвристический, практико-проблемный, практико-исследовательский). С позиции бинарных методов он совмещает в себе многие виды наглядности. Но, скорее всего, его следует считать наглядно-проблемным, наглядно-практическим, наглядно - эвристическим одновременно, поскольку в нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов ее решения. Наконец по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.
Таким образом, кейс-метод наиболее близок к игровым методам и проблемному обучению. В. Я. Платов утверждает, что игра представляет собой динамическое явление, а кейс-метод может осуществляться по отношению к статическим ситуациям, лишенным выраженной временной динамики. Что касается соотношений кейс-метода и проблемного обучения, то здесь Ю. П. Сурмин выделяет несколько аспектов их взаимодействия:
- кейс-метод предполагает наличие проблемы, которая оказывается скрытой описанием ситуации, и нередко сам кейс-метод сводится к формулировке и всестороннему анализу проблемы;
- проблема в кейс-методе является более конкретной по сравнению с проблемным методом обучения.
Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.
Важной особенностью метода кейс-стади является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом.
Кейс метод – сложная система
Метод, интегрированный в кейс-метод
|
Характеристика его роли в кейс-методе
|
Моделирование
|
Построение модели ситуации
|
Системный анализ
|
Системное представление и анализ ситуации
|
Мысленный эксперимент
|
Способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования
|
Методы описания
|
Создание описания ситуации
|
Проблемный метод
|
Представление проблемы, лежащей в основе ситуации
|
Метод классификации
|
Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации
|
Игровые методы
|
Представление вариантов поведения героев ситуации
|
«Мозговая атака»
|
Генерирование идей относительно ситуации
|
Дискуссия
|
Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения
|
Метод кейсов основывается на следующих принципах:
- принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании студентов партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;
- принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – возрастание роли педагога как эксперта и консультанта, помогающего студенту;
- принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт;
- принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, планирование результатов обучения с точки зрения формирования у детей навыков анализа ситуации.
-
- Типы кейсов, способы их представления
Кейс-метод дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности учащихся.
Основная типологизация конкретных ситуаций:
- по типу получаемого результата кейсы делят на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулировка основной проблемы и всегда – оценка сложности решения. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации;
- по источнику информации – в этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, почерпнутых из практики. В то же время нередко в учебной практике используются описания ситуаций, которые являются условными, разработанными преподавателем в дидактических целях;
- по субъекту представления информации о ситуации – в одних случаях им может быть учитель, в других – ученик или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса;
- по дидактическому основанию – когда в качестве кейса на учебном занятии анализируется актуальная для учащихся практическая проблема.
Классификация кейсовможет производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:
- иллюстративные учебные ситуации– кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
- учебные ситуации– кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
- учебные ситуации– кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т. д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.
Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:
– обучающие анализу и оценке;
– обучающие решению проблем и принятию решений;
– иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.
-
- Структура кейса и принципы его построения
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя:
- Ситуацию - случай, проблема, история из реальной жизни
- Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
- Комментарий ситуации, представленный автором
- Вопросы или задания для работы с кейсом.
- Приложения
Составляя кейс, следует помнить, что хороший кейс:
- фокусируется на теме, вызывающей интерес
- не выходит за пределы последних 5 лет
- может вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами
- включает цитаты из источников
- содержит проблемы, понятные ученику
- требует высокой оценки уже принятых решений
- требует решения проблем
- прививает профессиональные навыки
Текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы. При составлении кейсов нужно учитывать следующие требования к формату и структуре кейса:
– Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных.
– Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий.
– Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса.
2.МЕТОДИКА РАБОТЫ С КЕЙСОМ
Продолжение смотрите в PDF варианте
|