Вторник, 2024-05-14, 5:28 AM
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя географии

Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [5]
Разработки уроков [10]
ФГОС [11]
Нормативно-правовые документы [7]
Воспитательная работа [0]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Каталог файлов


Кейс-технология как эффективный метод формирования ключевых компетенций учащихся на уроках географии
2018-03-29, 7:20 AM

Кейс-технология как эффективный метод формирования ключевых компетенций учащихся на уроках географии

Кейс-технология как эффективный метод формирования ключевых компетенций учащихся на уроках географии

Актуальность

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, происходят существенные изменения в педагогической теории и практике по организации и осуществлению учебно-воспитательного процесса. В новых условиях повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны, обладающих хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способных критически мыслить и решать различные проблемные задачи, стремящихся и готовых к самообразованию  в течение всей жизни. Поэтому очередным шагом в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира является ориентация на компетентностный подход к содержанию образования: успешность человека в будущей социальной и профессиональной жизни определяется уровнем развития его ключевых компетенций.

По данным статистики, опубликованным в СМИ, оказалось, что по уровню применения знаний и интеллектуальному развитию школьников Россия находится в четвёртом десятке стран мира.

Таким образом, мы видим налицо противоречие между уровнем знаний современного российского школьника и его готовностью и способностью применять эти знания к решению практических задач. Данное противоречие обусловило возникновение проблемы кардинального изменения роли учителя от простого транслятора знаний к координатору совместной с учащимися деятельности по добыванию и освоению нового знания.

Одним из путей решения этой проблемы является использование интерактивного подхода к обучению, в данном случае использование метода  кейсов. Кейс (англ. case) в переводе с английского языка означает портфель, сумка, папка с документами. Сущность данного метода состоит в том, что кейс-метод – это обучение школьников с помощью конкретных ситуаций, основанных на фактах из реальной жизни. Учащимся предлагается осмыслить жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает практическую проблему,  которая не имеет однозначных решений, и активизирует определённый комплекс знаний, необходимых усвоить при решении данной проблемы. Метод кейсов направлен не столько на усвоение конкретных знаний, сколько на развитие интеллектуального и  коммуникативного потенциала школьников. Он позволяет применять компетентностно-ориентированный подход обучения. Технология обучения методом кейсов позволяет реализовать на уроках географии принципы проблемного обучения, проектной деятельности, развития критического мышления, обучения в сотрудничестве. Значит, при применении на уроках географии метода кейсов процесс обучения будет иметь большую эффективность.

Цель – изучение кейс метода как интерактивной технологии, способствующей повышению мотивацию к изучению географии, воспитанию деятельностного подхода к полученным знаниям, формированию ключевых компетенций школьников, повышению качества образования.

 

  1. КЕЙС: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОСОБЕННОСТИ

 

    1. Исторический обзор использования метода кейсов в России

 

Родиной современного метода кейс-стади являются США. Метод кейс-стади берет свое начало в 20х годах прошлого века, был впервые применен в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями.

В России кейс-метод начал внедряться в 70-е годы в Московском Университете им. Ломоносова. Значительный вклад в разработку и внедрение метода внесли , , , и др. Кейс-стади можно назвать методом анализа конкретных ситуаций. История метода кейс-стади в России в определенной степени связана с поддержкой международных образовательных программ и фондов. Так, например, обучение большого числа специалистов методу кейс-стади было осуществлено в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России (среднее образование)». Проект был реализован при поддержке фонда Джорджа Сороса.

Использование кейс-метода теперь не ограничивается только обучением, очень активно метод кейс-стади используется как исследовательская методика. Так, в 2003г в Томске была начата реализация исследовательской программы «Исследование феноменов и тенденций перехода к Открытому образовательному пространству», в рамках которой метод кейса был использован как исследовательский метод. Первый этап реализации программы завершился выходом сборника кейсов «Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади» под редакцией.

 

    1. Цель и задачи, особенности метода как образовательной технологии

 

Метод case-stady или метод конкретных ситуаций - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Цель метода case-stady – научить обучающихся анализировать проблемную ситуацию – кейс, возникшую при конкретном положении дел, и выработать решение; научить обучающихся работать с информационными источниками, перерабатывать ее из одной формы в другую. Итогом будет являться – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Задачи:

1.  Формирование и развитие информационной компетентности;

2.  Развитие умений искать новые знания, анализировать ситуации;

3.  Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности, инициативности;

4.  Развитие умений принимать решения, аргументировать свою позицию;

5.  Развитие умений и навыков сотрудничества.

Метод кейсов некоторые как сумму проблемного и ситуационного обучения, однако это не совсем так. Рассматривая сущность кейс-метода, В. Я. Платов выделяет следующие его признаки, позволяющие отличить анализ ситуаций от других методов обучения:

  • Наличие модели системы, состояние которой рассматривается в некоторый момент времени.
  • Коллективная выработка решений.
  • Многоальтернативность решений. Наблюдается принципиальное отсутствие единственного решения. Приходится иметь дело со спектром оптимальных вариантов.
  • Единая цель при выработке решений.
  • Наличие системы группового оценивания деятельности.
  • Наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.

Используются также бинарные методы, которые классифицируются по 2 формам: наглядной (наглядно-информационной, наглядно-проблемный, наглядно-практический, наглядно - эвристический, наглядно-исследовательский) и практический (практико-эвристический, практико-проблемный, практико-исследовательский). С позиции бинарных методов он совмещает в себе многие виды наглядности. Но, скорее всего, его следует считать наглядно-проблемным, наглядно-практическим, наглядно - эвристическим одновременно, поскольку в нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов ее решения. Наконец по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.

Таким образом, кейс-метод наиболее близок к игровым методам и проблемному обучению. В. Я. Платов утверждает, что игра представляет собой динамическое явление, а кейс-метод может осуществляться по отношению к статическим ситуациям, лишенным выраженной временной динамики. Что касается соотношений кейс-метода и проблемного обучения, то здесь Ю. П. Сурмин выделяет несколько аспектов их взаимодействия:

  • кейс-метод предполагает наличие проблемы, которая оказывается скрытой описанием ситуации, и нередко сам кейс-метод сводится к формулировке и всестороннему анализу проблемы;
  • проблема в кейс-методе является более конкретной по сравнению с проблемным методом обучения.

Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.

Важной особенностью метода кейс-стади является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом.

 

Кейс метод – сложная система

 

Метод, интегрированный в кейс-метод

 

Характеристика его роли в кейс-методе

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мысленный эксперимент

 

Способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования

Методы описания

Создание описания ситуации

Проблемный метод

 

Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Метод классификации

 

Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации

Игровые методы

 

Представление вариантов поведения героев ситуации

«Мозговая атака»

 

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

 

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения

 

Метод кейсов основывается на следующих принципах:

  • принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании студентов партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;
  • принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – возрастание роли педагога как эксперта и консультанта, помогающего студенту;
  • принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт;
  • принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, планирование результатов обучения с точки зрения формирования у детей навыков анализа ситуации.

 

    1. Типы кейсов, способы их представления

 

Кейс-метод дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности учащихся.

 

Основная типологизация конкретных ситуаций:

  • по типу получаемого результата кейсы делят на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулировка основной проблемы и всегда – оценка сложности решения. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации;
  • по источнику информации – в этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, почерпнутых из практики. В то же время нередко в учебной практике используются описания ситуаций, которые являются условными, разработанными преподавателем в дидактических целях;
  • по субъекту представления информации о ситуации – в одних случаях им может быть учитель, в других – ученик или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса;
  • по дидактическому основанию – когда в качестве кейса на учебном занятии анализируется актуальная для учащихся практическая проблема.

Классификация кейсовможет производиться по различным признакам. Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают:

  • иллюстративные учебные ситуации– кейсы, цель которых – на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации;
  • учебные ситуации– кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
  • учебные ситуации– кейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т. д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
  • прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.

Кейсы могут быть классифицированы, исходя из целей и задач процесса обучения. В этом случае могут быть выделены следующие типы кейсов:

– обучающие анализу и оценке;

– обучающие решению проблем и принятию решений;

– иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

 

    1. Структура кейса и принципы его построения

 

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя:

  1. Ситуацию - случай, проблема, история из реальной жизни
  2. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
  3. Комментарий ситуации, представленный автором
  4. Вопросы или задания для работы с кейсом.
  5. Приложения

 

Составляя кейс, следует помнить, что хороший кейс:

  • фокусируется на теме, вызывающей интерес
  • не выходит за пределы последних 5 лет
  • может вызывать чувство сопереживания с его главными действующими лицами
  • включает цитаты из источников
  • содержит проблемы, понятные ученику
  • требует высокой оценки уже принятых решений
  • требует решения проблем
  • прививает профессиональные навыки

Текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы. При составлении кейсов нужно учитывать следующие требования к формату и структуре кейса:

– Сюжетная часть – описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных.

– Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий.

– Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса.

 

2.МЕТОДИКА РАБОТЫ С КЕЙСОМ

Продолжение смотрите в PDF варианте

 

Категория: ФГОС | Добавил: tuyana9
Просмотров: 708 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar