Вторник, 2024-05-14, 10:55 AM
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя географии

Меню сайта
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Март 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Мини-чат
200
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

4:31 PM
Школы Бурятии находятся в революционной ситуации

   В школах Бурятии сложилась революционная ситуация. Так считает ветеран педагогического образования,  многолетний руководитель Байкальского образовательного центра «Эврика» Клара Латкина. По ее мнению,  вся проблема в том, что ученики не хотят учиться по-старому, а учителя не умеют   учить по-новому.

«Ученики пришли 21 века, а учителя  - 20 века. Учителей пора перетянуть в 21 век, тогда мотивация у учеников будет совсем другая, -  говорит  Клара Латкина. -  Может, не надо  кардинально менять  материально-техническую базу школы, как   учить учителя, чтобы он начал  преподавать  по-новому.  Мы должны четко сказать ученику и родителям, что не я должна учить вас, а вы должны учиться у меня, и заходя в класс каждый день, должны говорить: «Не здравствуйте»,   а  «Вы должны учиться у меня». 

Опытный педагог считает, что учитель должен учиться каждый день, а не один раз в три года повышать квалификацию.

Раз в три года

В Бурятском республиканском институте образовательной политики прошла встреча членов  Комитета НХ РБ по социальной политике с руководителями  этого учреждения и с  представителями профессиональных педагогических сообществ. Здесь  обсуждались вопросы повышения квалификации педагогических работников Бурятии. Как пояснил председатель социального комитета Александр Стопичев,  ход реализации республиканского закона «Об образовании» в части повышения квалификации педагогических работников  будет рассматриваться в середине февраля  на «круглом столе» в Народном Хурале.

«В условиях реформирования образования актуальными становятся вопросы, связанные с повышением квалификации учителя.  Если  раньше  учитель мог повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет, то теперь он обязан это делать чаще – раз в три года.  Нам важно разобраться,  что же важно для современного учителя в его профессиональном росте»,   - говорит Александр Трофимович.

Невысокая мотивация

Между тем, по словам директора БРИОП Галины Фомицкой,  у учителя невысокая мотивация к повышению собственной квалификации. Проблема в том, что за пять лет  труда  учитель нарабатывает определенную колею.

«Наша задача, по закону об образовании, вытащить учителя  из этой колеи,  потому что мир вокруг меняется, ребенок приходит с другим его пониманием, а  педагогу  кажется, что все идет, как идет. Это несоответствие мы пытаемся разрешить, когда педагог приходит на курсы», - сказала Галина Фомицкая.

Вместе с тем,  здесь не уверены   в стопроцентной отдаче от курсов повышения квалификации. А все потому, что, вернувшись в школу, учитель невольно попадает в прежнюю колею.   Его там ждут 5-6 уроков в день,  проверка тетрадей и составление планов урока, внеурочная деятельность, классное руководство.  Таким образом, по мнению ректора БРИОП,  учителю  просто некогда применить полученные знания на практике.

Еще одна проблема в том, что 90 процентов учителей и общественности качество образования связывают с результатами ЕГЭ, олимпиад и других  достижений учеников. При этом многие считают недоработкой педагога, когда ребенок готовится к ЕГЭ  с репетитором. 

«На самом деле  50 процентов знаний по новым федеральным государственным образовательным стандартам  дети должны получать сами. Учитель должен в этом ему помогать.  Интернет для чего? Ребенок должен сам себя подготавливать, он должен быть поисковой системой», - рассказала  Галина Фомицкая.

Поэтому в образовательном институте считают, что  в школе  нужна современная электронная образовательная среда. Для этого здесь   ориентированы создать информационную среду, в которую попал бы  учитель  и на опережение получил навыки работы с ней. 

«В 2015 году мы вынуждены были  доказывать в министерствах экономики и финансов, что мы действительно закупили новую технику, чтобы учителя могли повышать квалификацию. Нам говорили: «У учителей нет такой техники, когда она появится у них, тогда и вы закупайте». Это неправильный подход», - посетовала Галина Фомицкая.

Как увидеть эффект работы учителя

Заместитель министра  образования и науки РБ Баир Жалсанов пояснил,  что в  республике разрабатывается  система профессионального мониторинга образования, куда входит измерение предметных и межпредметных достижений. Для этого уже внедрена  электронная программа  в режиме онлайн для школ с  интернетом.

«На каждого ребенка  Бурятии будет установлена входная диагностика, то есть,  какой он был, каким стал. Дети будут привязаны к конкретному  учителю. По результатам учеников  будет оцениваться эффективность работы учителя. Все будет в электронном виде фиксироваться. За вторую половину класса   учитель  не будет отвечать», - сообщил Баир Жалсанов.

Он уверен, что учителя  заинтересованы в таком наблюдении, потому что существующая система рейтингования школ будет служить для лучших школ.

«Лицеи, гимназии всегда будут лучшими по олимпиадам, конференциям, потому что они отбирают талантливых детей с пятого класса. А что делать сельским школам, кто может оценить работу учителя?  Если вначале ученик  допускал в тексте  50 ошибок, а в конце года 20 - это уже показатель эффективности работы учителя. Но со своими 20 ошибками  этот ученик никогда не станет призером республиканской олимпиады, но эффект работы учителя мы увидим», - говорит Баир Жалсанов.

В старом формате

Ректор БРИОП Галина Фомицкая   обратила внимание депутатов на то, что  школьные муниципальные методические службы работают в старом формате. Они, по ее словам,  тоже должны меняться,  мониторить деятельность учителя, ученика, результаты  независимой оценки. Результатом такой  работы должны стать подготовленные данные для принятия управленческих решений.

Вместе с тем ученый-методист Елена Манданова говорит, что методисты муниципальных методических служб завалены инспекторскими функциями в ущерб своей основной работе. Они не отслеживают педагогов, не мониторят его развитие, поэтому она считает, что без методики, дидактики преподавания  в республике будет неуклонно падать качество образования.

 С другой стороны, мизерная зарплата  методистов районных управлений образования не позволяет им  работать эффективно.  Здесь  текучесть  кадров. 

«Некоторые регионы приняли свои нормативы  для повышения зарплаты», - констатировала Елена Манданова.

Госзадание

Клара Латкина предложила выдавать разные удостоверения по итогам повышения квалификации. Дело в том, что, по наблюдениям, большинство приходит на курсы, чтобы получить удостоверение.  В прошлом году 4300 педагогов повысили квалификацию в БРИОП.  Для этой цели институту выделяются бюджетные деньги.

«Мы ориентированы на систему общего образования.  Соответственно, то, что изменяется в системе, что касается требований к подготовке учителя,  это напрямую зависит  и от нас», - пояснила Галина Фомицкая. 

Поэтому за два года здесь пересмотрено 70 процентов образовательных программ. Они  ориентированы  с чисто методической составляющей на методологическую.   Встречные усилия учителя и педагогов института образовательной  политики, по мнению ректора, все же  плодотворны.

Добавим, в системе образования республики работают 22356 человек.  За три года охват повышением квалификации составляет лишь 81 процент от общего количества педагогов государственных и муниципальных образовательных учреждений. Это связано с тем, что определенный государственным заданием план не позволяет охватить полностью все количество педработников, имеющих право на повышение квалификации.

Светлана НАМСАРАЕВА, "Бурятия"

Фото автора

Просмотров: 519 | Добавил: tuyana9 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar