В школах Бурятии сложилась революционная ситуация. Так считает ветеран педагогического образования, многолетний руководитель Байкальского образовательного центра «Эврика» Клара Латкина. По ее мнению, вся проблема в том, что ученики не хотят учиться по-старому, а учителя не умеют учить по-новому.
«Ученики пришли 21 века, а учителя - 20 века. Учителей пора перетянуть в 21 век, тогда мотивация у учеников будет совсем другая, - говорит Клара Латкина. - Может, не надо кардинально менять материально-техническую базу школы, как учить учителя, чтобы он начал преподавать по-новому. Мы должны четко сказать ученику и родителям, что не я должна учить вас, а вы должны учиться у меня, и заходя в класс каждый день, должны говорить: «Не здравствуйте», а «Вы должны учиться у меня».
Опытный педагог считает, что учитель должен учиться каждый день, а не один раз в три года повышать квалификацию.
Раз в три года
В Бурятском республиканском институте образовательной политики прошла встреча членов Комитета НХ РБ по социальной политике с руководителями этого учреждения и с представителями профессиональных педагогических сообществ. Здесь обсуждались вопросы повышения квалификации педагогических работников Бурятии. Как пояснил председатель социального комитета Александр Стопичев, ход реализации республиканского закона «Об образовании» в части повышения квалификации педагогических работников будет рассматриваться в середине февраля на «круглом столе» в Народном Хурале.
«В условиях реформирования образования актуальными становятся вопросы, связанные с повышением квалификации учителя. Если раньше учитель мог повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет, то теперь он обязан это делать чаще – раз в три года. Нам важно разобраться, что же важно для современного учителя в его профессиональном росте», - говорит Александр Трофимович.
Невысокая мотивация
Между тем, по словам директора БРИОП Галины Фомицкой, у учителя невысокая мотивация к повышению собственной квалификации. Проблема в том, что за пять лет труда учитель нарабатывает определенную колею.
«Наша задача, по закону об образовании, вытащить учителя из этой колеи, потому что мир вокруг меняется, ребенок приходит с другим его пониманием, а педагогу кажется, что все идет, как идет. Это несоответствие мы пытаемся разрешить, когда педагог приходит на курсы», - сказала Галина Фомицкая.
Вместе с тем, здесь не уверены в стопроцентной отдаче от курсов повышения квалификации. А все потому, что, вернувшись в школу, учитель невольно попадает в прежнюю колею. Его там ждут 5-6 уроков в день, проверка тетрадей и составление планов урока, внеурочная деятельность, классное руководство. Таким образом, по мнению ректора БРИОП, учителю просто некогда применить полученные знания на практике.
Еще одна проблема в том, что 90 процентов учителей и общественности качество образования связывают с результатами ЕГЭ, олимпиад и других достижений учеников. При этом многие считают недоработкой педагога, когда ребенок готовится к ЕГЭ с репетитором.
«На самом деле 50 процентов знаний по новым федеральным государственным образовательным стандартам дети должны получать сами. Учитель должен в этом ему помогать. Интернет для чего? Ребенок должен сам себя подготавливать, он должен быть поисковой системой», - рассказала Галина Фомицкая.
Поэтому в образовательном институте считают, что в школе нужна современная электронная образовательная среда. Для этого здесь ориентированы создать информационную среду, в которую попал бы учитель и на опережение получил навыки работы с ней.
«В 2015 году мы вынуждены были доказывать в министерствах экономики и финансов, что мы действительно закупили новую технику, чтобы учителя могли повышать квалификацию. Нам говорили: «У учителей нет такой техники, когда она появится у них, тогда и вы закупайте». Это неправильный подход», - посетовала Галина Фомицкая.
Как увидеть эффект работы учителя
Заместитель министра образования и науки РБ Баир Жалсанов пояснил, что в республике разрабатывается система профессионального мониторинга образования, куда входит измерение предметных и межпредметных достижений. Для этого уже внедрена электронная программа в режиме онлайн для школ с интернетом.
«На каждого ребенка Бурятии будет установлена входная диагностика, то есть, какой он был, каким стал. Дети будут привязаны к конкретному учителю. По результатам учеников будет оцениваться эффективность работы учителя. Все будет в электронном виде фиксироваться. За вторую половину класса учитель не будет отвечать», - сообщил Баир Жалсанов.
Он уверен, что учителя заинтересованы в таком наблюдении, потому что существующая система рейтингования школ будет служить для лучших школ.
«Лицеи, гимназии всегда будут лучшими по олимпиадам, конференциям, потому что они отбирают талантливых детей с пятого класса. А что делать сельским школам, кто может оценить работу учителя? Если вначале ученик допускал в тексте 50 ошибок, а в конце года 20 - это уже показатель эффективности работы учителя. Но со своими 20 ошибками этот ученик никогда не станет призером республиканской олимпиады, но эффект работы учителя мы увидим», - говорит Баир Жалсанов.
В старом формате
Ректор БРИОП Галина Фомицкая обратила внимание депутатов на то, что школьные муниципальные методические службы работают в старом формате. Они, по ее словам, тоже должны меняться, мониторить деятельность учителя, ученика, результаты независимой оценки. Результатом такой работы должны стать подготовленные данные для принятия управленческих решений.
Вместе с тем ученый-методист Елена Манданова говорит, что методисты муниципальных методических служб завалены инспекторскими функциями в ущерб своей основной работе. Они не отслеживают педагогов, не мониторят его развитие, поэтому она считает, что без методики, дидактики преподавания в республике будет неуклонно падать качество образования.
С другой стороны, мизерная зарплата методистов районных управлений образования не позволяет им работать эффективно. Здесь текучесть кадров.
«Некоторые регионы приняли свои нормативы для повышения зарплаты», - констатировала Елена Манданова.
Госзадание
Клара Латкина предложила выдавать разные удостоверения по итогам повышения квалификации. Дело в том, что, по наблюдениям, большинство приходит на курсы, чтобы получить удостоверение. В прошлом году 4300 педагогов повысили квалификацию в БРИОП. Для этой цели институту выделяются бюджетные деньги.
«Мы ориентированы на систему общего образования. Соответственно, то, что изменяется в системе, что касается требований к подготовке учителя, это напрямую зависит и от нас», - пояснила Галина Фомицкая.
Поэтому за два года здесь пересмотрено 70 процентов образовательных программ. Они ориентированы с чисто методической составляющей на методологическую. Встречные усилия учителя и педагогов института образовательной политики, по мнению ректора, все же плодотворны.
Добавим, в системе образования республики работают 22356 человек. За три года охват повышением квалификации составляет лишь 81 процент от общего количества педагогов государственных и муниципальных образовательных учреждений. Это связано с тем, что определенный государственным заданием план не позволяет охватить полностью все количество педработников, имеющих право на повышение квалификации.
Светлана НАМСАРАЕВА, "Бурятия"
Фото автора
|