Почему дети одних взрослых слушаются, а других нет?
Ребенок, услышав просьбу или требование взрослого задумывается: «А мне надо сейчас ее исполнять или нет?» Взвесив все «за» и «против», уразумев выгоду, «дите» либо выполняет ее, либо нет. Это не значит, что он каждый раз задумывается. По отношению к взрослым, с которыми он общается часто, у ребенка вырабатывается устойчивое отношение. Бабушкины просьбы можно не всегда исполнять. Она поворчит - поворчит и сама все сделает. Папино требование нужно выполнять на счет «раз». У папы рука тяжелая, и голос громкий, и велосипед только он может починить.
С новыми людьми дети осторожничают, на всякий случай слушаются. Но «раскусив» человека, поняв, что от него можно ожидать, меняют свое отношение к нему. Если человек интересен, то они внемлют. Если взрослый им ничего в эмоционально - познавательном плане не дает, то игнорируют.
Вот тут мы и столкнулись с прагматизмом детей. Для того, чтобы обладать авторитетом в их глазах, мы должны быть для них интересными, не только в финансово – материальном плане, но и как личности, с которыми ребенку всегда интересно общаться и чье расположение боязно потерять.
Родители должны быть интересными для ребенка. Они должны быть живыми, энергичными, эмоциональными, радостными и открытыми. Им следует много играть и общаться с ребенком. И когда родители обращаются к нему с чем - то, то ребенок понимает, в случае невыполнения просьбы взрослого, он может чего - то лишиться в плане эмоционального общения.
Для того, чтобы дети слушались родителей, у последних должно быть много козырей и главный из них - их интересность в глазах детей. Помните строки песни «Папа может, папа может, все, что угодно…» Наверняка, у такого папы проблем с послушанием чада нет.
Да, отчасти это можно назвать и авторитетом взрослых. Но авторитет может зиждиться и на принятых в семье нормах поведения.
Интересность же в глазах детей подразумевает, что родитель яркая и самобытная личность с нетривиальным подходом ко всему. С ним всегда интересно. Он научит разжигать костер, прыгать солдатиком с мостика, разбираться в устройстве велосипеда, подскажет, как решить задачу, как и чем, порадовать бабушку на Восьмое марта…
Время, проведенное с такими родителями, останутся для ребенка самыми яркими воспоминаниями детства. То время было незабываемым, насыщенным самыми различными видами деятельности.
Ребенок, будет на подсознательном уровне понимать, что лучше с такими взрослыми не спорить, а слушаться. А то рыбалка может накрыться и никто не научит кувырок через голову делать, и не расскажет увлекательную историю…
Разносторонность интересов родителей, их готовность включить ребенка в круг своих увлечений, может быть, является одной из главных составляющих воспитательного процесса. Когда взрослый и ребенок находятся в деятельном времяпровождении: вместе собирают модель самолета, пекут пироги, натягивают палатку, разрабатывают туристический маршрут, и обоим это интересно, то, это, наверное, и есть лучшая форма педагогики.
|