Вторник, 2024-05-14, 12:38 PM
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя географии

Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [5]
Разработки уроков [10]
ФГОС [11]
Нормативно-правовые документы [7]
Воспитательная работа [0]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Каталог файлов


Технологическая карта урока по ФГОС
2015-12-19, 12:39 PM

Технологическая карта урока по ФГОС

Технологическая карта урока по ФГОС

Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. На смену знаниевой парадигме пришел Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий. Это привело к глубинным изменениям целей и задач школьного образования, а главное – сориентировало педагога на получение нового образовательного результата, соответствующего требованиям современной жизни.

Урок – важнейший элемент образовательного процесса, так как именно на уроке сосредотачивается учебная деятельность учащегося. Следовательно, умение качественно подготовиться к уроку, обеспечить его содержательную и методическую наполненность, создать комфортную рабочую атмосферу – основной показатель профессионализма педагога.

Как же разработать и провести хороший урок? Как не только вооружить учащихся предметными знаниями и умениями, но и создать условия для формирования личностных и метапредметных результатов? Как вызвать у детей искренний интерес, увлеченность тем, что происходит на уроке? С нашей точки зрения в проектировании педагогической деятельности, соответствующей новым требованиям и  позволяющей решить обозначенные выше задачи, учителю поможет технологическая карта.

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта – технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Сегодня существует огромное разнообразие вариантов технологических карт. Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет единства взглядов на сущность понятия, структуру и функции технологической карты урока

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока – таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Что дает использование технологической карты? Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий). Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя давно. По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и метапредметных результатов.

Преимущества технологической карты

  • использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной работы;
  • освобождает время для творчества учителя;
  • обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • снимаются организационно-методические проблемы;
  • обеспечивается повышение качества образования.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

 

Структура технологической карты включает:

•   название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

•   цель освоения учебного содержания;

•   планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

•   метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

•   основные понятия темы;

•   технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

•   контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

 

Этапы работы над технологической картой:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Наиболее удачной формой для технокарты урока является таблица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяются вертикальные столбцы карты: деятельность учителя и деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов зависит от типа урока, т.к. тип урока определяет количество этапов, необходимых для его реализации.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Или

Структурные параметры

Основные этапы организации учебного времени

Дидактическая цель этапа

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Планируемые результаты

Форма организации межличностного коммуникативного взаимодействия и вид контроля \ контроль

Стратегия учителя

Действия ученика

Предметные УУД

Метапредметные УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные

 

1 этап. Организационный

(2 мин)

 

Эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

 

умение общаться и взаимодействовать друг с другом; активизация сил и энергии, стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач

полилог

 

 

Образец технологической карты урока ФГОС вводит новое понимание образовательных результатов — в виде формируемых способов деятельности. Поэтому графа «Деятельность учащихся» структурируется соответственно видам деятельности, каждая их которых также делится на осуществляемые действия и формируемые способы деятельности.

Базовой образовательной технологией, которая реализует требования ФГОС, является формирование универсальных учебных действий. Именно их виды, в совокупности, представляющие группу метапредметных результатов, определяют содержание видов деятельности в технокарте.

Достоинством подобных технологических карт является то, что карта дает возможность четко выделить формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности. Кроме этого, она достаточно универсальна и может использоваться для проектирования уроков в разных дидактических системах, которые реализуют деятельностный подход.

Делая вывод, можно сказать, что применение технологических карт поможет существенно повысить качество обучения, достижение целей новых федеральных государственных образовательных стандартов.

 

 

Литература

 

  1. Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения// Сентябрь. 2004.
  2. Копотева Г.Л, Логвинова И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС//  Управление начальной школы  №12 /2011
  3. Артемьева А.Н. Разработка технологической карты урока.

http://www.mcfr.ru/journals/52/105/30366/30367

 

 

 

Категория: ФГОС | Добавил: tuyana9
Просмотров: 767 | Загрузок: 56 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar