Вторник, 2024-05-14, 1:42 AM
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт учителя географии

Меню сайта
Категории раздела
Рабочие программы [5]
Разработки уроков [10]
ФГОС [11]
Нормативно-правовые документы [7]
Воспитательная работа [0]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Каталог файлов


Развитие профессиональной компетентности учителей географии в условиях реализации ФГОС
2015-10-02, 7:24 PM

Развитие профессиональной компетентности учителей географии в условиях реализации ФГОС

Развитие профессиональной компетентности учителей географии в условиях реализации ФГОС

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает создание и поддержание в образовательном учреждении развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся. Созданные в образовательном учреждении условия должны:

  • соответствовать требованиям Стандарта;
  • обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения и полноценную реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;
  • учитывать особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании;
  • предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнёрами, использования ресурсов социума.

Неотъемлемым и важнейшим компонентом системы условий реализации основной образовательной программы является укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой и способными к инновационной профессиональной деятельности. Педагоги, работающие с обучающимися, должны обладать комплексом профессиональных компетенций, соответствующих современным требованиям к их деятельности.

 

1. Понятие компетентности

Компетенция в данном случае рассматриваются как формирующаяся в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности система ценностей, знаний, умений и способностей, позволяющих педагогу адекватно решать функциональные задачи, составляющие сущность его профессиональной деятельности. Компетентность же выступает как качественная характеристика реализации педагогом сформированных у него компетенций.

Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.

 

2.Компетентностная модель учителя

 Модель нового учителя, учитель должен:

  • обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность;
  • знать философию образования, философские и культурологические концепции, лежащие в основе образовательных парадигм;
  • знать показатели формирования гражданской зрелости человека;
  • знать сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио..
  •  быть способен к инновационной профессиональной деятельности;
  •  иметь мотивацию к непрерывному образованию…

Таким образом, современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.

 

3. Компетентностный подход

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход.

Компетентностный подход — это приоритетная ориентация на цели образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании должна способствовать достижению его основной цели — подготовке квалифицированного учителя соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

•   Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

•   Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

•   Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

 Особые требования к современному учителю предъявляет  специфика содержания школьной географии. В обучении географии важную роль играет способность учителя логично, отчѐтливо, доказательно объяснять изучаемые явления и процессы, так как многие географические знания носят абстрактный характер. Профессиональный учитель — это грамотный педагог, знающий свой предмет до тонкостей, до мелочей, умеющий в доступной форме преподать его ученикам. Ещѐ Н.Н. Баранский отмечал, что учитель географии должен уметь отбирать и обобщать учебный материал, связывать его в логическую цепочку, схему, создавать из него единое целое. Конкретизация — это необходимое требование обобщения, с помощью которой можно проиллюстрировать каждую из основных черт объекта, создать его образ. Конкретизация осуществляется при помощи наглядных средств обучения: разнообразных картин, рисунков, фотоснимков, карт, рассказов, текстовых описаний. Важны и такие общепрофессиональные навыки учителя-географа, как умение выполнять понятные рисунки и схемы, изготавливать наглядные пособия (раздаточные пособия, настенные картосхемы).

Методологическая подготовка учителя-географа включает овладение навыками исследовательской деятельности, умение вести исследовательскую работу по географии, применять разнообразные методы географической науки — сравнительный, статистический, математический, исторический, картографический.

 Главное назначение краеведческого принципа состоит в том, чтобы дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях еѐ понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки. Осуществление краеведческого принципа в обучении помогает связать теоретические знания, приобретаемые в стенах школы, с практическим применением, напр.: сбор полезных дикорастущих растений, метеорологические наблюдения для сельского хозяйства и т. д. При этом умение руководить внеклассными занятиями и мероприятиями, связанными с краеведческой тематикой, — одно из специфических требований к подготовке учителя-географа, его профессиональной компетентности.

Педагогического творчества требует от учителя и современная школьная программа по географии. Материал этой программы глубоко научный и достаточно сложный. Раскрыть его на уроке доходчиво и интересно для учеников, организовать активную самостоятельную работу учащихся может только учитель, творчески подходящий к руководству учебным процессом, к отбору содержания и методов обучения. Кроме того, программа по всем курсам школьной географии предусматривает выполнение учащимися большого числа практических и самостоятельных заданий, в т. ч. творческих. Руководить творческой деятельностью учащихся может только учитель, сам способный к педагогическому творчеству. Творческий подход к педагогической деятельности — не только требование жизни, вытекающее из самого содержания школьной географии. Творческая деятельность необходима самому учителю. Она наполняет жизнь учителя смыслом, приносит радость и удовлетворение, неразрывно связана с развитием у педагога интереса и любви к труду учителя.

Одним из плюсов профессии учителя географии можно назвать то, что благодаря его работе возможно формирование личности, настоящего Человека. В рамках воспитательной работы педагог помогает ученикам стать личностью, которая сможет гармонировать с обществом. Воспитательный процесс осуществляется посредством различных методов, позволяющих управлять деятельностью учащихся. Учитель географии с широким кругозором, хорошо знающий особенности природы, населения и хозяйства своей Родины, региональные проблемы, в большей мере, чем другой учитель-предметник, может способствовать достижению таких целей школьного образования, как воспитание чувства любви к своей местности, региону, стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры и т. д. Таким образом, рассмотренные выше компетенции необходимы для овладения профессиональным мастерством учителя географии. Профессиональное мастерство учителя характеризуется сознательным и умелым применением положений педагогики, психологии, методики обучения географии, целенаправленным воздействием на учащихся в целях достижения необходимого учебно-воспитательного эффекта.

 

4. Условия формирования профессиональной компетентности:

•   Система повышения квалификации. Результат - профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС: обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; принятие идеологии ФГОС общего образования; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

•   Аттестация педагогических работников.

•   Процесс самообразования педагогов. Самообразование и создание портфолио – основные условия развития профессиональной компетентности педагога.

•   Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.

•   Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование. Овладение информационно-коммуникационными технологиями.

•   Участие в конкурсах, исследовательских работах.

•   Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

 

Заключение

Решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Дрофа, 2007. – 510 с.
  2. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос. Интернет-журн. [Электрон. ресурс]. – 2005, 12 дек. – Режим доступа: http://www.eidos.ru /journal/2005/1212.htm, свободный.
  3. Хольшина М.А. Профессиональные педагогические компетенции учителя географии: География Тувы: образование и наука -Материалы Республиканской научно-практической конференции к 85-летию первого учёного-географа Тувы К.О. Шактаржика.

 

.

 

 

 

Категория: ФГОС | Добавил: tuyana9
Просмотров: 1009 | Загрузок: 76 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar